Методика измерения удовлетворенности обучающихся, их родителей, педагогических работников качеством условий для осуществления образовательного процесса

Методика измерения удовлетворенности обучающихся, их родителей, педагогических работников качеством условий для осуществления образовательного процесса

Методика измерения удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников качеством условий для осуществления образовательного процесса

Методика измерения  удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников качеством условий для осуществления образовательного процесса

 Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству.

Для этого необходимо:

  • Обеспечить государственные гарантии доступности и равных возможностей получения полноценного образования для всех граждан;
  • Достичь нового, современного качества общего образования;
  • Добиться повышения социального статуса и профессионализма работников образования;
  • Обеспечить развитие образования как открытой государственной общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса – обучающегося, педагога, родителя (законного представителя).

Важное место в решении этих задач имеет определение степени удовлетворенности обучающихся, их родителей, педагогических работников качеством условий для осуществления образовательного процесса. На основе анализа удовлетворенности участников образовательного процесса можно сделать вывод об эффективности функционирования образовательного учреждения.

Цели проведения  измерения  удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников качеством условий  для осуществления образовательного процесса:

изучение степени удовлетворенности участников образовательного процесса качеством условий для осуществления образовательного процесса на основе банка открытых социологических методик;

презентация различных подходов к диагностическому инструментарию по исследованию оценки участников образовательного процесса различных его сторон.

В ходе проведения измерения удовлетворенности образовательного процесса различными его сторонами исследованию подлежат мнения обучающихся, родителей (законного представителя), педагогов школы  относительно четырех основных сторон педагогического процесса – деятельностной, организационной, социально – психологической и административной.

Работа по измерению удовлетворенности участников образовательного процесса различными его сторонами проводится администрацией школы, социальным педагогом.

Перечень открытых социологических методик для измерения  удовлетворенности обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников качеством условий  для осуществления образовательного процесса

1. Степень удовлетворенности выпускника школьным образованием. Анкета выпускника.

ЦЕЛЬ: выявить степень удовлетворенности учащихся 11 класса результатами образовательного процесса.

 2. Методика изучения удовлетворенности учащихся учебно-воспитательным процессом.

ЦЕЛЬ: определить степень удовлетворенности учащихся.

3. Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей образовательным учреждением.

ЦЕЛЬ: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения.

4. Анкета "ВАШЕ МНЕНИЕ"

ЦЕЛЬ: выявить степень удовлетворенности педагогов учебным заведением.

 5. Методика изучения удовлетворенности педагогов образовательным учреждением.

ЦЕЛЬ: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

6. Методика оценки уровня развития коллектива.

ЦЕЛЬ: определить уровень развития коллектива образовательного учреждения.

 7. Вопросник для оценки мотивационной среды развития школы.

ЦЕЛЬ: определить уровень мотивационной среды развития школы.

8. Анкета для родителей.

ЦЕЛЬ: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

 9. Анкета для обучающихся.

ЦЕЛЬ: определить степень удовлетворенности обучающихся работой школы и своим положением в ней.

 10. Анкета для педагогов.

ЦЕЛЬ: определить степень удовлетворенности педагогов школой и своим положением в ней.

 11. Вопросы для собеседования с учащимися 9 - 11 лет.

ЦЕЛЬ: определить степень удовлетворенности учащихся школой.

12. Анкета для учащихся 6 - 8-х классов.

ЦЕЛЬ: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

 13. Анкета для учащихся 9 - 11-х классов.

ЦЕЛЬ: определить степень удовлетворенность учащихся школой.

 14. Анкета для педагогов (2)

ЦЕЛЬ: определить степень удовлетворенности педагогов работой школы.

15. Анкета для родителей (2)

ЦЕЛЬ: определить степень удовлетворенности родителей школой.

Данный показатель субъективен и не является единственным критерием оценки эффективности работы школы.

 

1.Степень удовлетворённости выпускника школьным образованием:

Анкета выпускника

Цель: выявить степень удовлетворенности обучающихся выпускных классов результатами образовательного процесса.

Выпускникам предлагается заполнить бланк анкеты:

1.В чем Вы видите смысл  образования? Выберите не более 2 вариантов:

1.познание, понимание окружающей жизни;

2.развитие своих интересов, способностей;

3.познание основ наук (изучение предметов базового цикла);

4.подготовка к получению профессии;

5.самопознание и самосовершенствование,

6.подготовка к поступлению в вуз;

7.получение аттестата с отличными оценками;

2. От чего Вы получили наибольшее удовлетворение при обучении в школе?  Проранжируйте по степени снижения значимости (1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.):

1.от своих учебных результатов;

2.своих успехов в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях;

3.учебного процесса в целом;

4.атмосферы в классе;

5.взаимоотношений со сверстниками;

6.взаимоотношений с педагогами;

7.школьных и классных дел;

8.возможности проявить себя, свои способности и умения;

9.уровня требований;

10.чего еще (допишите)

3. Что в жизнедеятельности школы вызывает Вашу неудовлетворенность? Допишите:

1.в организации школьной жизни

2.учебном процессе

3.организации общешкольных дел

4.общении с педагогами

5.общении с одноклассниками

4. В какой социальной роли Вы чаще всего выступали и школьной жизни? Выберите один ответ:

1.лидер и организатор;

2.активный участник происходящего;

3.достойный исполнитель;

4.делаю немного, но сопереживаю происходящему;

5.увлеченный зритель;

6.отстраненный наблюдатель.

Какое событие в Вашей школьной жизни Вам запомнилось больше всего?

Что Вы считаете своим главным достижением за все годы школьной жизни?

Какая Ваша проблема, связанная со школой, так и осталась нерешенной? Выберите:

1.результаты по отдельным учебным предметам;

2.успеваемость в целом;

3.проблемы взаимоотношений с одноклассниками;

4.проблемы взаимоотношений с педагогами;

5.не смог проявить себя в классных и общешкольных делах;

6.отсутствует ощущение безопасности и защищенности;

7.ухудшение состояния здоровья;

8.неумение распределить свое время;

9.сложно совмещать учебу и дополнительные занятия (спорт, музыка и т.п.);

10.нет друга;

11.страх перед экзаменами;

12.что еще (допишите)

8. Что для Вас наиболее значимо в жизни? Проранжируйте в порядке снижения значимости (1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.):

1.активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

2.жизненная, мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

3.здоровье (физическое и психическое);

4.интересная работа;

5.красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);

6.любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

7.материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

8.наличие хороших и верных друзей;

9.общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

10.познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

11.продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

12.развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

13.развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

14.свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

15.счастливая семейная жизнь;

16.счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

17.творчество (возможность творческой деятельности);

18.уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

9. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с одноклассниками? Они:

1.в основном теплые, близкие;

2.чаще холодные, проблемные.

10. Как Вы считаете, на какие черты Вашего характера повлияла школьная жизнь?

Каким образом?_____________________________________________

Обработка полученных результатов. Количественный и качественный анализ ответов учащихся на вопросы 1— 3 позволяет выяснить мнение выпускников о тех сторонах жизни в школе, которые способствовали формированию у выпускников чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в учебном заведении. Ответы на восьмой вопрос содержат сведения о преобладающих ценностных ориентациях выпускников. При анализе ответов учащихся на другие вопросы накапливается информация о характере отношений в школьной среде, о положительных и отрицательных аспектах учебно-воспитательного процесса в школе.

2. Методика изучения удовлетворённости учащихся учебно-воспитательным процессом

Цель: определить степень удовлетворенности обучающихся .

Обучающимся  предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

0 — совершенно не согласен.

1.Я иду утром в школу с радостью.

2.В школе у меня обычно хорошее настроение.

3.В нашем классе хороший классный руководитель.

4.К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5.У меня есть любимый учитель.

6.В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7.Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8.У меня есть любимые школьные предметы.

9.Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10.На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных результатов. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3, можно констатировать высокую степень удовлетворенности; если же У больше 2, но меньше 3 или У меньше 2, это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

3. Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей

образовательным учреждением.

Часть I

Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями роли образовательного учреждения

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты. Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них (у него) перечисленные ниже качества личности.

При оценке воспользуйтесь следующей шкалой:

5 - в полной мере;

4 - в значительной степени;

3 - на достаточном уровне;

2 - в незначительной степени;

1 - практически не воспитывает.

Обведите кружком номер ответа, наиболее близкого Вашей личной точке зрения.

5 4 3 2 1

Аккуратность (умение содержать вещи в порядке)

5 4 3 2 1

Дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах)

5 4 3 2 1

Ответственность (умение держать слово)

5 4 3 2 1

Воля (умение не отступать перед трудностями)

5 4 3 2 1

Хорошие манеры поведения

5 4 3 2 1

Жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни)

5 4 3 2 1

Образованность

5 4 3 2 1

Ум (способность здраво и логично мыслить)

5 4 3 2 1

Высокие жизненные запросы

5 4 3 2 1

Самостоятельность (способность самому принимать ответственные жизненные решения)

5 4 3 2 1

Честность в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Доброта в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Чуткость в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Справедливость в отношениях с людьми

5 4 3 2 1

Терпимость к взглядам и мнениям других

Обработка полученных результатов. При обработке результатов следует названные в анкете качества личности разделить на три группы:

а) блок поведенческих качеств (1—5);

б) блок жизненной компетентности (6—10);

в) блок морально-психологических качеств личности(11-15).

Необходимо подсчитать средний показатель оценок родителей по каждому блоку, а также общий средний показатель по всей совокупности предложенных пятнадцати качеств. Полученные показатели надо соотнести с использованной при анкетировании шкалой. Если средний показатель окажется ниже 3 баллов, то это свидетельствует об оценке родителями роли образовательного учреждения в развитии перечисленных качеств личности у ребенка как недостаточной.

Часть II

Цель: получить количественно выраженную информацию об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.

Родители заполняют опросный лист со следующим текстом.

Обведите, пожалуйста, кружком номер утверждения (табл. 1), наиболее близкого Вашей личной точке зрения на образовательное учреждение, в котором обучается Ваш ребенок (Ваши дети).

Таблица 1

Утверждения

Совершенно неверно

Едва ли это

верно

Скорее всего, верно

Совершенно

верно

1

2

3

4

Школа помогает ребенку:

а) поверить в свои силы;

1

2

3

4

б) учиться решать

жизненные проблемы;

1

2

3

4

в) учиться преодолевать жизненные трудности;

1

2

3

4

г) учиться правильно общаться со сверстниками;

1

2

3

4

д) учиться правильно общаться со взрослыми

1

2

3

4

Обработка полученных результатов. Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель окажется меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.

Часть III

Цель: получить содержательной информации о степени соответствия жизнедеятельности образовательного учреждения представлениям о жизни и жизненным ценностям родителей.

Родителям предлагается заполнить бланк анкеты (возможно проведение и в устной форме, но с обязательной фиксацией содержания ответов).

1.Что больше всего радует Вас в жизни?

2.Что больше всего радует в жизни Вашего ребенка (Ваших детей)?

3.Какие качества Вы больше всего цените в людях?

4.Чего Вы больше всего боитесь в жизни?

5.Чего больше всего боится в жизни Ваш ребенок (Ваши дети)?

6.Какие качества больше всего ценит Ваш ребенок (Ваши дети) в других людях?

7.Какими видите жизненные перспективы Вашего ребенка (Ваших детей)?

8.Какой должна быть хорошая школа?

9.В какой степени школа, где учится Ваш ребенок (Ваши дети), отвечает этим требованиям?

10.Чем и как Вы помогаете школе в воспитании Вашего ребенка (Ваших детей)?

Обработка полученных результатов .Проводится качественный анализ ответов конкретного родителя, возможно обобщение содержания ответов на каждый вопрос различных социально-демографических групп родителей.

4. АНКЕТА «ВАШЕ МНЕНИЕ»

Цель: выявить степень удовлетворенности педагогов  учебным заведением.

На производственном совещании предлагается учителям выразить степень удовлетворенности различными сторонами жизни в школе по пятибалльной системе оценок.

1. Удовлетворенность организацией учебного процесса (нагрузка, расписание и т.д.):

5 — очень доволен(а);

4 — доволен(а), но нагрузка очень большая;

3 — затрудняюсь ответить;

2 — недоволен(а);

1 — совсем не доволен(а), так работать нельзя.

2. Удовлетворенность условиями труда (наличие кабинета, оборудование, освещенность, температурный режим и т.д.):

5 — очень доволен(а);

4— доволен(а), но хотелось бы лучших условий;

3 — затрудняюсь ответить;

2 — не доволен(а);

1 — совсем не доволен(а), так работать нельзя.

3. Удовлетворенность содержанием труда:

5— работа очень нравится, реализую в ней все свои

4— работа нравится;

3— затрудняюсь ответить;

2— работа не очень нравится;

1 — работа совсем не нравится, ищу другую.

4.Удовлетворенность моральной оценкой своего труда:

5— меня очень ценят коллеги и администрация;

4— меня достаточно ценят, я вполне удовлетворен(а);

3— затрудняюсь ответить;

2— меня недостаточно ценят, я заслуживаю большего;

1 — меня так низко ценят, что я хочу увольняться.

5.Удовлетворенность заработной платой:

5— очень доволен(а);

4— вполне доволен;

3— затрудняюсь ответить;

2 — не доволен(а);

1 — совсем не доволен(а), хочу увольняться.

Обработка полученных результатов. Выявление среднего балла оценочных суждений педагогов позволяет определить степень удовлетворенности членов педагогического коллектива жизнедеятельностью образовательного учреждения.

5. Методика изучения удовлетворенности педагогов  образовательным учреждением.

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Педагогам предлагается прочитать включенные в тест утверждения и с помощью шкалы оценок выразить степень своего согласия с ними. Для этого педагогу следует поставить напротив каждого утверждения одну из пяти цифр, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения:

4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

0 — совершенно не согласен.

1.Я удовлетворен (а) своей учебной нагрузкой.

2.Меня устраивает составленное расписание уроков.

3.Мое рабочее время благодаря собственным усилиям действиям администрации тратится рационально.

4.Меня устраивает работа методического объединения и мое участие в ней.

5.У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.

6.Я испытываю потребность в профессиональном и личностном росте и стараюсь ее реализовать.

7.Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы.

8.У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения.

9.Я ощущаю в работе поддержку своих коллег.

10.Мне кажется, что администрация справедливо оценивает результаты моей работы.

11.Я ощущаю доброжелательное отношение к себе со стороны администрации.

12.Я комфортно чувствую себя в среде учащихся.

13.Я удовлетворен(а) отношением учащихся ко мне и моему предмету.

14.В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся.

15.Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования.

16.Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.

17.Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе.

18.На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства.

19.Я доволен размером заработной платы и своевременностью ее выплаты.

Обработка полученных результатов .Показателем удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов педагогов на общее количество ответов. Принято считать: если коэффициент У больше или равен 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше 2, это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нем.

Наряду с выявлением общей удовлетворенности целесообразно определить, насколько удовлетворены педагоги такими аспектами жизнедеятельности образовательного учреждения, как:

  • организация труда (1—4);
  • возможность проявления и реализации профессиональных и других личностных качеств педагога (5—8);
  • отношения с учителями и администрацией учебного заведения (9—12);
  • отношения с учащимися и их родителями (13—16);
  • обеспечение деятельности педагога (17—20).

Коэффициент удовлетворенности педагогов перечисленными аспектами жизнедеятельности определяется с помощью тех же вычислительных операций, но подсчитывается сумма баллов и количество ответов лишь по тем утверждениям, которые соответствуют изучаемому аспекту.

6. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА

Цель: определить уровень развития коллектива образовательного учреждения.

ИНСТРУКЦИЯ

Оцените по 11-балльной шкале соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в Вашем коллективе. Вы отмечаете 0, если утверждение полностью не соответствует, и 10, если оно полностью соответствует ситуации в вашем коллективе. Промежуточные оценки даются в зависимости от степени соответствия — несоответствия. Если утверждается, что «все учителя...» или «каждый учитель...», то оценка определяется тем, для какой доли учителей приведенное утверждение справедливо. Если утверждается, что «всегда...» или «во всех случаях...», то оценка определяется тем, для какой доли подобных ситуаций это утверждение справедливо.

Долго не задумывайтесь. Подходите к каждому утверждению по отдельности, отложите их анализ до завершения оценки. Постарайтесь быть как можно более объективными, чтобы иметь возможность увидеть, на чем следует сосредоточить свое внимание.

Все учителя в нашей школе стремятся делать свою работу как можно лучше

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Для учителей нашей школы важно, чтобы весь коллектив стремился улучшить результаты ее работы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый учитель в нашей школе стремится быть в курсе всего нового по своей специальности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Педагог, который станет работать с прохладцей, в нашем коллективе быстро почувствует неодобрение коллег

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Чтобы согласовать свои действия нашим учителям не требуется помощь директора школы или завуча

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя участвуют в выработке всех наиболее важных для жизни школы решений

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единое понимание того, каким должен быть современный учитель

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе не бывает конфликтов между учителями

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Работая в нашем коллективе, учителя могут реализовать свои способности лучше, чем в любом другом месте

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ни про кого из учителей нашей школы нельзя сказать, что она (он) не отдает детям всего, что может

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У каждого учителя в нашей школе есть конкретные цели, определяющие, что он будет делать, чтобы улучшить результаты своей работы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе все используют любую возможность для повышения своего профессионального уровня

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Любой учитель нашей школы будет хорошо работать и без контроля администрации

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

При распределении нагрузки между педагогами не возникает проблем, требующих вмешательства администрации

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В обсуждении итогов работы школы за год всегда активно участвует весь коллектив

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все члены нашего коллектива согласны с целями, которые ставит перед собой школа

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Среди учителей не бывает серьезных разногласий из-за неудобного расписания уроков

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все члены коллектива нашей школы — ее патриоты

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У нас нет учителей, которые бы не стремились к тому, чтобы у школы была наилучшая репутация

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя нашей школы убеждены, что у школы есть возможности работать лучше, и знают, что для этого нужно сделать

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наши учителя охотно делятся со своими коллегами всем новым, о чем они узнали и что может быть полезно другим в их работе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Многие учителя, если это необходимо для школы, по собственной инициативе делают то, что не входит в их непосредственные обязанности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Взаимопомощь — характерная черта нашего коллектива

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Если решения, принятые администрацией, не находят поддержки в коллективе, то всегда ищется компромисс

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

При оценке общих результатов деятельности нашей школы между учителями редко возникают разногласия

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Любые разногласия по работе у нас в школе не перерастают в конфликты между педагогами

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Трудно найти, что бы могло побудить учителя уйти из нашей школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У каждого учителя в нашей школе высокие требования к результатам своей работы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Никто в нашем коллективе не будет сопротивляться внедрению полезного для школы новшества, если даже это ущемит его личные интересы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учитель, не занимающийся самообразованием, в нашем коллективе будет ощущать неодобрение коллег

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ответственность — качество, присущее всем учителям нашей школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя, работающие на разных ступенях школы, хорошо понимают проблемы друг друга

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Когда принимается решение о внедрении какого-то новшества, учителя активно участвуют в его обсуждении

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единство в понимании наиболее значимых проблем школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашей школе все учителя тактично относятся друг к другу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В другом коллективе нашим учителям вряд ли было бы так же интересно работать

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый учитель нашей школы стремится к таким результатам работы, которыми можно было бы гордиться

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

На педсоветах и общих собраниях у нас не редкость конструктивная критика нашей работы и предложения по ее совершенствованию

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все наши учителя охотно встречаются с людьми, общение с которыми может быть полезно для повышения своего профессионального уровня

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе при неудачах никто не станет перекладывать ответственность на других

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Никто из учителей не примет совета своего коллеги«в штыки»

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждого учителя в нашей школе интересует, насколько хорошо другие учителя делают свою часть общей работы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Все учителя едины в понимании требований, предъявляемых к современной школе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наши учителя охотно встречаются друг с другом в нерабочее время

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

При сравнении коллектива нашей школы с другими каждый из учителей найдет в нем много преимуществ

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе снижение успеваемости любого ученика обязательно станет предметом обсуждения для педагогов, работающих в этом классе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе хорошая творческая атмосфера

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе вряд ли найдет понимание тот, кто считает, что уже достиг своего потолка

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У нас не бывает случаев, чтобы кто-то неответственно отнесся к порученному делу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя доброжелательно относятся к новым сотрудникам и помогают им быстрее войти в коллектив

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

При оценке качества труда учителей администрация всегда прислушивается к мнению коллектива

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единое видение будущего школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Ни у кого из учителей нашей школы нет антипатии друг к другу

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Того, что может вызывать неудовольствие учителей в нашей школе, намного меньше, чем того, что им нравится

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждому учителю нашей школы небезразлично, насколько хорошо работают их коллеги

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый учитель в нашей школе уверен, что если он предложит что-то для улучшения ее работы, то встретит заинтересованное отношение своих коллег

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Профессиональное мастерство очень ценится в нашем коллективе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Опытные учителя по собственной инициативе помогают своим коллегам

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У руководства редко возникают проблемы из-за несогласованности действий отдельных педагогов, работающих вместе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Если педагогический коллектив сочтет, что администрация школы приняла несправедливое решение в отношении кого-то из учителей, он будет добиваться пересмотра такого решения

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единство взглядов на то, каким должен быть учебно-воспитательный процесс

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Отношения между всеми учителями школы можно определить как доброжелательные

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашей школе возможностей для профессионального роста у педагогов не меньше, чем в любой другой

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наличие отстающих учеников каждый учитель в нашей школе рассматривает как недоработку свою и своих коллег

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Быть новатором в нашем коллективе престижно

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Наши учителя охотно учатся у своих коллег

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Никто в нашем коллективе свою недоработку не станет обосновывать внешними обстоятельствами

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашей школе учителя, работающие в одном классе, действуют как единая команда

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Если между учителями возникают разногласия о том, что и как делать, они улаживаются ими самими безучастия администрации

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единое понимание, какими должны быть взаимоотношения между учениками и учителями

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый учитель нашей школы воспринимает успехи других учителей как свои собственные

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе педагогов многое связывает, и чей-то уход в другую школу маловероятен

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый учитель в нашей школе переживает, если обнаруживается, что есть ученики, которые не любят его предмет

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Для всех учителей школы важно, чтобы у нее были четкие цели развития и планы их достижения

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый в нашем коллективе считает своей обязанностью и обязанностью других повышать свой профессиональный уровень

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Если ученик слабо осваивает учебную программу, наши учителя воспринимают это как собственную недоработку

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Решая вместе какие-то новые задачи, педагоги быстро находят общий язык

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя активно участвуют в определении того, какие учебные программы реализуются в нашей школе

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единое понимание критериев оценки качества работы учителей

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Хорошие отношения между учителями — одно из достоинств нашего коллектива

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Мало какие школы могут предложить своим учителям такие же условия работы, как наша

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Всех учителей нашей школы заботит, чтобы наши выпускники успешно сдавали экзамены в вуз

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учитель, безразлично относящийся к развитию школы, в нашем коллективе будет ощущать неодобрение своих коллег

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Если по результатам проверок работы наших учителей выявляются возможности что-то улучшить, они стремятся как можно быстрее сделать это

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашей школе каждый учитель чувствует себя ответственным за общие результаты

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

У нас не бывает, чтобы кто-то из учителей отказался дать нужную другим информацию, если он мог ее дать

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Авторитарный стиль руководства ни в каких ситуациях не будет принят учителями нашей школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе существует единое понимание того, как должны строиться отношения между администрацией и педагогическим коллективом школы.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

В нашем коллективе нет деления на группы, между которыми существуют натянутые отношения

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя ценят атмосферу, которая существует в коллективе нашей школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ

Подготовьте таблицу ответов, аналогичную табл. 1.Номера вопросов в клетках таблицы ответов ставить ненужно, они должны быть пустыми.

Занесите данные вами оценки в подготовленную таблицу ответов. В каждую клетку занесите балл, соответствующий номеру утверждения, указанному в табл. 1.

Таблица ответов

А

Б

В

а1

а2

а3

б1

б2

б3

в1

в2

в3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33.

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

. 84

85

86

87

88

89

90

Σ =

Σ =

Σ =

Σ =

Σ =

Σ =

Σ =

Σ =

Σ =

А =

Б =

В =

Буквами в таблице обозначены оцениваемые характеристики коллектива:

А - ценностно-ориентационная зрелость коллектива:

а1 - ориентированность коллектива на достижения (столбец 1);

а2 - ориентированность на развитие деятельности (столбец 2);

а3- ориентированность на саморазвитие учителей (столбец 3);

Б - организованность коллектива:

б1 - ответственность (столбец 4);

б- сработанность (столбец 5);

б3 - включенность членов коллектива в управление (столбец 6);

В - сплоченность коллектива:

в1 - единство ориентации (столбец 7);

в2 - совместимость членов коллектива (столбец 8);

в3 - потенциальная стабильность (столбец 9).

Подсчитайте сумму баллов по каждому столбцу. Результат укажите в нижней строке соответствующего столбца. Максимально возможная сумма по столбцу равна 100.

Определите значение каждой первичной характеристики коллектива, разделив сумму по столбцу на 10.

Определенные таким образом значения характеристик могут изменяться от 0 до 10. Значения характеристик в интервале от 8 до 10 соответствуют высокому уровню развития характеристики, от 5 до 7 — среднему уровню, а от 0 до 4 — низкому уровню.

5.Подсчитайте значения характеристик ценностно-ориентационной зрелости, организованности и сплоченности коллектива по формулам:

Значения характеристик А, Б и В, так же как и значения первичных характеристик, могут изменяться от 0 до 10.

Подсчитайте интегральную оценку уровня развития коллектива по формуле:

Значениям характеристики УРК от 8 и выше соответствует высокий уровень развития коллектива, значениям 5, 6 и 7 — средний уровень, от 0 до 4 - низкий.

Для наглядности результаты оценки характеристик коллектива можно представить в виде диаграммы, изображенной на рис. 1.

7. ВОПРОСНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Цель: определить уровень мотивационной среды развития школы.

По 11 балльной шкале от 0 до 10 оцените, насколько приведенные в вопроснике утверждения соответствуют положению дел в данной школе (0 — полностью не соответствует... 10 - полностью соответствует).

Ожидаемые руководством школы результаты работы на ее развитие четко определены

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Они известны каждому сотруднику школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Задачи перед каждым сотрудником ставятся так, чтобы они соответствовали его индивидуальным способностям

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сотрудники не сомневаются, что перед ними ставятся посильные задачи

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Существуют вознаграждения за достижение этих результатов и четко определены условия их применения

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Эти вознаграждения и условия их применения известны каждому сотруднику школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Каждый сотрудник школы найдет в предлагаемых вознаграждениях ценные для себя

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Отношение к сотрудникам со стороны коллег зависит от его отношения к участию в работе по развитию школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Система контроля обеспечивает объективную оценку вклада каждого сотрудника в решение задач развития школы

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Вознаграждения за достижения в инновационной работе распределяются в соответствии с достигнутыми результатами

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сотрудники не сомневаются в справедливости распределения вознаграждений

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Сотрудники уверены, что существуют материально-технические, организационные и другие условия, достаточные для выполнения стоящих перед ними задач инновационной деятельности

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Достижение ожидаемых руководством школы результатов инновационной работы не требует от учителей чрезмерного напряжения

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Учителя в инновационной работе испытывают положительные эмоции намного чаще, чем отрицательные

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

 

Обработка полученных результатов: определяется средний балл, позволяющий определить степень мотивации.

8.АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Цель: выявить уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения.

Высказывания 1-15

Обработка результатов. Удовлетворенность родителя работой школы (коэффициент Х) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех его ответов на общее количество ответов (на 15).

Если коэффициент Х равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то  это говорит о среднем уровне удовлетворенности; если же  коэффициент Х меньше 2, то это является показателем низкой удовлетворенности.

Высказывания 16-20

Цель: получение информации об оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у их детей способности к решению основных жизненных проблем.

Обработка полученных данных. Подсчитывается средний показатель оценки родителей по всей совокупности предложенных утверждений. Его значение сопоставляется со шкалой оценивания, использованной в данной методике. Если полученный показатель получится меньше 3 баллов, то результаты опроса свидетельствуют о низкой оценке родителями помощи образовательного учреждения в воспитании у детей способности к решению основных жизненных проблем.

Утверждения, представленные в анкете, оцениваются от 0 до 4-х баллов:

4- совершенно согласен;

3- скорее согласен;

2-трудно сказать;

1-скорее не согласен;

0- совершенно не согласен.

1. Класс, в котором учится мой ребенок, можно назвать дружным.

2. Педагоги проявляют доброжелательное отношение к моему ребенку.

3. Среди своих одноклассников мой ребенок чувствует себя комфортно.

4. Я испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с учителями и администрацией школы, в которой учится мой ребенок.

5. В классе , где учится мой ребенок, хороший классный руководитель.

6. Педагоги справедливо оценивают достижения моего ребенка.

7. Мой ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями.

8.Учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребенка.

9. В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны моему ребенку.

10. В школе работаю различные кружки, клубы, секции, где может заниматься мой ребенок.

11. Педагоги дают моему ребенку глубокие и прочные знания.

12. В школе заботятся о физическом развитии и здоровье моего ребенка.

13. Учебное заведение способствует формированию достойного поведения моего ребенка.

14. Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей моего ребенка.

15. Школа по- настоящему готовит моего ребенка к самостоятельной жизни.

16. Школа помогает ребенку поверить в свои силы.

17.Школа помогает ребенку учиться решать жизненные проблемы.

18. Школа помогает ребенку учиться преодолевать жизненные трудности.

19. Школа помогает ребенку учиться правильно, общаться со сверстниками.

20. Школа помогает ребенку учиться правильно общаться со взрослыми.

9.АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Цель: определить степень удовлетворенности обучающимися  работой   школы и своим положением в ней.

Ответы на  вопросы позволяют оценить:

1-2 - уровень дружеских отношений и конфликтности в классном коллективе

3-6- отношение к школе

7  -качество подготовки к поступлению в ВУЗ

8 -9 -субъективную оценку собственной учебной успешности

10-11- уровень учебной нагрузки и состояния своего здоровья

12-13- уровень работы преподавателей-предметников

Обработка полученных данных. Удовлетворенность обучающимися  жизнедеятельностью в школе и своим положением в ней ( коэффициент Х) определяется как частное от деления общей суммы баллов всех его ответов на общее количество ответов ( на 13).

    Если коэффициент Х равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то  это говорит о среднем уровне удовлетворенности; если же  коэффициент Х меньше 2, то это является показателем низкой удовлетворенности.

Вопросы, представленные в анкете, оцениваются от 1 до 3-х баллов:

3- нет;

2- не знаю;

1- да.

1. Ваш класс - настоящий коллектив?

2. Конфликты в вашем классе  - редкость?

3. Вам нравиться учиться в своей школе?

4. Выпускниками вашей школы можно гордиться?

5. Большинство ваших учителей - хорошие люди, не правда ли?

6. Вы осознано выбрали эту школу?

7. Верно ли, что школа вполне подготовила вас к продолжению образования?

8. Вы считаете, что учитесь в меру своих сил?

9. Вы согласны, что дети не могут учиться легко?

10. Вы часто устаете после занятий в школе?

11. Можно ли утверждать, что со здоровьем у вас в порядке?

12. Согласны ли вы с тем, что на уроках вы получаете полноценные знания?

13. Вам приходится много заниматься дополнительно

10.АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.

Цель: определить степень удовлетворенности педагогов школой и своим положением в ней.

Высказывания позволяют определить,  насколько педагоги удовлетворены:

1-4-организацией труда;

5-8- возможностью проявления и реализации профессиональных и других личностных     качеств педагога;

9-12- отношения с учителями и администрацией школы;

13-16- отношениями с учащимися и их родителями;

17-20-обеспечением деятельности педагогов.

Обработка полученных результатов.

Показателем удовлетворенности педагога жизнедеятельностью школы (Х) является частное от деления суммы баллов, полученной путем сложения оценок по всем ответам, на общее количество ответов(20). Если коэффициент Х равен или больше 3, то можно констатировать высокий уровень удовлетворенности; если он равен или больше двух, то это свидетельствует о средней степени удовлетворенности; если же данный коэффициент меньше 2, то можно предположить, что существует низкая степень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в школьном коллективе и своим положением им.

Утверждения, представленные в анкете, оцениваются от 0 до 4-х баллов:

4- совершенно согласен;

3- скорее согласен;

2-трудно сказать;

1-скорее не согласен;

0- совершенно не согласен.

1.Я удовлетворен (а) своей нагрузкой.

2.Меня устраивает расписание уроков.

3.Мое рабочее время благодаря собственным усилиям и действиям администрации тратится рационально.

4.Меня устраивает работа методического объединения и мое участие в ней.

5.У меня существует реальная возможность повышать свое профессиональное мастерство, проявлять творчество и способности.

6.Я испытываю потребность в профессиональном и личном росте и стараюсь ее реализовать.

7.Мои достижения и успехи замечаются администрацией и педагогами школы.

8.Мне нравится, что в школе идет научно-методический поиск.

9.У меня сложились с коллегами неконфликтные отношения.

10.Я ощущаю в работе поддержку своих коллег.

11.Мне кажется, что администрация школы справедливо оценивает результаты моей работы.

12.Я ощущаю доброжелательное отношение со стороны руководства школы.

13.Я комфортно чувствую себя в среде учащихся.

14.Я удовлетворен (а)  отношением учащихся ко мне и моему предмету.

15.В большинстве случаев я испытываю чувство взаимопонимания в контактах с родителями учащихся.

 

 

16.Мне кажется, что родители разделяют и поддерживают мои педагогические требования.

17.Мне нравится мой кабинет, оборудование и условия работы в нем.

18.Меня устраивает сложившийся нравственно-психологический климат в школе.

19.На мой взгляд, созданная в школе система научно-методического обеспечения способствует повышению моего профессионального мастерства.

20.Я доволен (а)  размером  заработной платы и своевременностью ее выплаты.

11.Вопросы для собеседования с учащимися 9—11 лет

I

1.Тебе нравится твоя школа?

2.Тебе интересно учиться в школе?

3.Ты узнаешь много нового и интересного на уроках?

4.У тебя добрые учителя? 

5.Тебе понятны объяснения учителей на уроках?

6.Много ли интересного знают твои учителя?

7.Справедливо ли учитель оценивает твой труд?

8.Тебя учат тому, как следует себя вести в обществе?

II

1.Тебе весело в школе?

2.Бывает ли так, что тебе нечем заняться в школе?

3.В школе много интересных дел?

4.В школе есть возможность отдохнуть?

5.Устаешь ли ты на уроке?

6.Тебе бывает на уроке скучно?

7.Тебе нравится действующее расписание уроков?

8.Тебе нравится, как проходят в школе перемены?

9.В школе хорошо кормят?

10.В школе уютно и красиво?

III

1.Ценят ли тебя учителя?

2.Учитель всегда приходит тебе на помощь?

3.Ты доверяешь учителям?

4.Дружный ли у тебя класс, все ли помогают друг другу?

5.Ты уверенно чувствуешь себя в классе?

6.У тебя в школе много друзей?

7.Тебе нравится, когда твои родители приходят в школу?

8.С удовольствием ли ты посещаешь свою школу?

IV

1.Заботятся ли о тебе в школе?

2.Ты замечаешь в школе положительные изменения?

3.Если бы у тебя появилась возможность выбора школы, ты бы выбрал свою нынешнюю школу?

4.Ты знаешь директора своей школы?

5.Ваш завуч часто приходит к вам в класс?

Обработка полученных результатов: по каждой группе определяется средний балл, позволяющий определить степень удовлетворённости.

12.Анкета для учащихся 6—8-х классов

К средней группе относятся учащиеся 6—8 классов. Они са­мостоятельно заполняют анкету. При необходимости следует да­вать пояснения. Бланк предлагается каждому участнику анкети­рования.

Дорогой друг! Поделись своим мнением о школе, в которой ты учишься. Прочитай каждое предложение. Если ты с ним со­гласен, то поставь рядом с порядковым номером знак «+», если не согласен, то знак «—». Будь откровенен.

I.

1.Мне нравится учиться в школе.

2.На уроках я узнаю много нового и интересного.

3.Уроки кажутся мне увлекательными, интересными.

4.Учителя доходчиво объясняют даже сложный материал.

5.Уроки в школе интересны и разнообразны.

6.Учителя справедливо оценивают результаты моего труда.

7.Мне дано право самостоятельно выбирать спецкурсы и факультативы.

8.Мне задают столько, сколько я могу выполнить.

9.имодействовать с другими людьми, общаться.

10. Я имею возможность проявить в школе свои возможности и способности.

II.

1.В моей школе уютно, чисто и красиво.

2.У меня удобное расписание уроков.

3.Мне нравится, как в школе организовано питание.

4.В нашей школе есть возможность интересно проводить свободное время.

5.В школе проводится много интересных дел и мероприятий.

6.В школе мне не бывает скучно.

III.

1. Учителя справедливо относятся ко мне.

2.В трудную минуту я всегда могу обратиться за помощью к педагогам.

3.Наш класс — дружный.

4.Мои одноклассники при необходимости мне помогают.

5.Многие учителя в моей школе мне нравятся.

6.В школе я чувствую себя хорошо, комфортно.

IV.

1.Учителя в школе интересуются мнением учеников.

2.В школе я могу свободно высказывать свое мнение.

3.В случае трудностей я могу обратиться за помощью к завучу, директору. В школе обо мне заботятся.

4.Я замечаю, что в школе происходят изменения в лучшую сторону.

5.Если бы у меня возникла необходимость выбора школы, то я вновь выбрал бы свою школу.

 Обработка полученных результатов: по каждой группе определяется средний балл, позволяющий определить степень удовлетворённости.

13.Анкета для учащихся 9—11-х классов

Участники старшей группы — ученики 9—11 классов — могут вы­ражать свое согласие или несогласие либо на бланке анкеты, либо вербально. Допускаются необходимые пояснения при анкетировании.

Уважаемый старшеклассник! Поделись, пожалуйста, своим мнением об образовательном процессе в твоей школе. Прочитай внимательно каждое предложение. Если ты с ним согласен, то рядом с номером поставь знак «+», если не согласен, то поставь знак «-». Будь откровенен.

I.

1. Я целенаправленно продвигаюсь вперед в освоении новых знаний.

2.На занятиях всегда есть возможность обсудить важные для учащихся вопросы.

3.Я имею право выбора учебных предметов (факультативов, спецкурсов, профильных классов и др.) по своему усмотрению.

4.В школе нас учат самостоятельно добывать новые знания, быть активными и внимательными.

5.На занятиях имеется для каждого возможность проявить са­мостоятельность.

6.За результаты своего обучения ответственен я.

7.Результаты моей учебной деятельности оцениваются учителями объективно, справедливо.

8.В процессе обучения педагоги учитывают мои способности и возможности.

9.На занятиях я редко ощущаю физическое недомогание.

10.Объем домашних заданий соответствует моим способностям.

11.Мне редко на занятиях бывает скучно и утомительно.

12.Новый учебный материал учителя излагают интересно и эмоционально.

13.В школе мы не только получаем знания, но и учимся умению взаимодействовать с другими людьми, жить в обществе.

II.

1. Меня устраивают условия для учебных занятий, созданные в школе.

2.Расписание уроков удобно для меня.

3.Учебная нагрузка в моей школе распределяется равномерно в течение недели.

4.В моей школе уютно, красиво и чисто.

5.В школе есть возможность интересно проводить свободное от занятий время.

6.Меня устраивает организация питания в моей школе.

7.Школьная жизнь кажется мне насыщенной и интересной.

8.Моя школа успешно сотрудничает с образовательными орга­низациями, предприятиями, школами, центрами творчества и т.д.

9.Распорядок дня в школе рационален и продуман.

10.В нашей школе проводится много интересных мероприятий.

III.

1.Педагоги относятся ко мне так, как я этого заслуживаю.

2.Когда у меня возникают трудности, педагоги мне помогают.

3.В школе я могу высказывать свое мнение.

4.Большинство учителей относится ко мне с пониманием и уважением.

5.Я не испытываю боязни и страха, когда учитель вызывает меня к доске.

6.Я уверенно себя чувствую в школе среди сверстников.

7.У меня хорошие отношения с одноклассниками.

8.В нашем классе доброжелательная атмосфера.

9.В школе у меня много друзей, с которыми мне приятно и радостно общаться.

10.Я не конфликтую с родителями из-за школы.

11.Мои отношения с некоторыми учителями можно назвать уважительными и доверительными.

12.В классе я ощущаю свой авторитет и уважение одноклассников.

13.Большинство учителей нашей школы вызывают симпатию и доверие.

IV.

1.Мне предоставлено право принимать участие в выработке и
принятии решений, касающихся образовательного процесса.

2.В нашей школе созданы условия для творческой деятельно­сти учащихся.

3.Администрация нашей школы учитывает мнение учащихся.

4.Со своими проблемами я всегда могу обратиться за помощью к администрации.

5.За время моего обучения в школе произошли изменения в лучшую сторону.

6.Наша школа считается престижной в микрорайоне (городе).

Обработка полученных результатов: по каждой группе определяется средний балл, позволяющий определить степень удовлетворённости.

14.Анкета для педагогов (2)

Уважаемые коллеги! Просим вас ответить на вопросы о ва­шем отношении к различным сторонам образовательного про­цесса в нашей школе. Прочитайте, пожалуйста, предложения. Свое согласие с каждым из них выразите знаком «+», несогласие — знаком «—». Будьте откровенны.

I

1.Учебный процесс в школе в достаточной мере организован.

2.Цели образовательного процесса соответствуют потребно­стям учащихся и реально выполнимы усилиями данного коллектива.

3. Учителю предоставлено достаточно возможностей для отбора учебного материала по предмету, который им преподается.

4. За результаты своей педагогической деятельности несу от­ветственность я.

5. Применяемые мною методы обучения обеспечивают успешное решение задач образовательного процесса.

6. В целом я удовлетворен деятельностью моих учеников по овладению знаниями.

7. Я имею возможность в процессе осуществления педагогической деятельности максимально проявить свои знания и способности при организации учебного процесса.

8. Моя работа доставляет мне удовольствие.

9. Я считаю себя в достаточной степени причастным к органи­зации образовательного процесса в нашей школе.

II

1. Меня устраивают условия для педагогической деятельно­сти, созданные в школе.

2.Обязанности и функции распределены среди педагогов оптимально.

3.Я имею возможность в процессе педагогической деятельности повышать свою квалификацию и образовательный уровень.

4.При существующей в нашей школе материально-технической базе педагог может добиться хороших результатов.

5.Рабочий день в школе спланирован рационально и для учителей, и для учащихся.

 

 

6.В нашей школе налажены тесные связи с другими образовательными учреждениями.

7.В нашей школе уютно, красиво и чисто.

8.Достаточное внимание уделяется организации работы с родителями, информированию их о деятельности школы.

III

1.В педагогическом коллективе нашей школы я пользуюсь ав­торитетом.

2.Администрация школы относится ко мне так, как я этого заслуживаю.

3.Я ощущаю поддержку и помощь коллег в совместной работе.

4.Мои отношения с учениками меня устраивают.

5.Отношение ко мне со стороны большинства родителей можно считать справедливым и доверительным.

6.В нашей школе царят здоровый психологический климат и доброжелательная атмосфера.

7.Мне нравится работать в нашем педагогическом коллективе.

8.Конфликты являются в нашей школе редкостью.

IV

1.Деятельность администрации направлена на повышение ста­туса школы и способствует ее развитию.

2.Контроль за образовательным процессом своевременен и осуществляется правильно.

3.Педагогам нашей школы предоставлено право принимать участие в выработке и принятии управленческих решений, каса­ющихся развития образовательного процесса.

4.В школе организован четкий и оперативный обмен информацией, необходимой для работы.

5.Педагогам в нашей школе предоставлена необходимая сте­пень самостоятельности в работе.

6.Планирование и организацию образовательного процесса в нашей школе можно считать эффективной (соответствующей со­ временным требованиям).

7.У меня есть право высказать и доказать свою точку зрения при обсуждении и принятии каких-либо решений в школе.

8.В школе созданы условия для творческой деятельности педа­гогов.

9.В школе созданы условия для распространения передового педагогического опыта.

10. Администрация нашей школы озабочена охраной здоровья и предупреждением психофизических перегрузок членов педагогического коллектива.

Обработка полученных результатов: по каждой группе определяется средний балл, позволяющий определить степень удовлетворённости.

15.Анкета для родителей(2)          

Уважаемые родители! Поделитесь, пожалуйста, вашим мне­нием об образовательном процессе в нашей школе. Прочитайте внимательно каждое предложение. Если вы с каждым из них со­гласны, то поставьте рядом с номером знак «+», а если не со­гласны, то поставьте знак «—». Просим вас быть откровенными.

I

1.Образовательный процесс в нашей школе ориентирован на развитие личности каждого ребенка.

2.Методы обучения и воспитательного воздействия, применяемые педагогами школы по отношению к моему ребенку, в основном приводят к положительному результату.

3.В нашей школе ученикам и родителям предоставляется право выбора спецкурсов, профильных классов и групп и др.

4.Наш ребенок редко жалуется на недомогание и плохое са­мочувствие во время уроков.

5.Результаты обучения нашего ребенка педагогами оцениваются объективно, справедливо.

6.Педагогами осуществляется правильный и своевременный контроль за результатами обучения нашего ребенка.

7.При обучении и воспитании нашего ребенка педагоги школы учитывают его индивидуальные особенности.

8.Я согласен с системой воспитания, действующей в школе.

II

1.Считаем, что наша школа имеет хорошую материально-техническую базу.

2.В нашей школе уютно, красиво и чисто.

3.В нашей школе проводится много интересных мероприятий.

4.У наших детей в школе есть возможность интересно проводить свободное от занятий время.

5.Организацию питания в школе считаем удовлетворительной.

6.Для решения задач обучения и воспитания наша школа тесно сотрудничает с образовательными организациями, другими школами, детскими  центрами.

7.Работе с родителями педагоги нашей школы придают ог­ромное значение.

8.Мы довольны теми условиями обучения, которые созданы для наших детей в школе.

9.Учебная нагрузка в школе равномерно распределена в тече­ние недели.

III

1.Учителя относятся к нашему ребенку так, как он этого заслуживает.

2.Учитель прислушивается к нашему родительскому мнению и учитывает его.

3.При решении школьных (классных) вопросов у нас существует возможность взаимодействовать с другими родителями.

4.У нашего ребенка в основном удовлетворительные взаимоотношения с учителями.

5.Нам приятно и интересно бывать на родительских собраниях.

6.В нашей школе царит доброжелательная психологическая атмосфера.

7.Наш ребенок доволен обучением в данной школе.

8.У нашего ребенка в основном хорошие отношения с одно­классниками.

IV

1.Управление школой, которое осуществляет администрация, способствует, по нашему мнению, улучшению образовательного процесса.

2.В школе заботятся о здоровье наших детей, о предупрежде­нии у них психофизических перегрузок.

3.При принятии управленческих решений администрация счи­тается с мнением детей и родителей.

4.У администрации школы мы всегда можем получить ответы на интересующие нас вопросы, касающиеся учебы, личности нашего ребенка.

5.Контроль за учебно-воспитательным процессом, осуществляемый администрацией, приносит явную пользу.

6.За время обучения нашего ребенка в школе произошли изменения к лучшему.

7.Нас, родителей, в достаточной степени информируют о де­ятельности школы, об основных событиях, происходящих в ней.

8.Деятельность администрации нашей школы мы считаем эффективной.

9.Мы всегда при необходимости можем обратиться в школу за квалифицированным советом и консультацией.

10.Мы довольны тем, что наш ребенок обучается именно в этой школе.

Обработка полученных результатов: по каждой группе определяется средний балл, позволяющий определить степень удовлетворённости.

Особенности применения анкетирования для измерения удовлетворенности

обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников качеством условий для осуществления образовательного процесса.

Анкетирование используется с целью получения информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль.

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

При самой процедуре анкетирования следует:

  • исключить влияние авторитета (лица, при котором отвечающие не будут откровенны),
  • не давать советоваться и обсуждать,
  • учитывать условия проведения (ситуационные - неправильно выбрано время; социологические - не тот и манера; психологические - настрой людей),
  • помнить, что анкетирование не должно проводиться не чаще двух раз в год.

Полученные письменные ответы анализируются, обрабатываются методами математической статистики и могут служить основой для выявления имеющей место тенденции и формулирования определенных выводов. Погрешность от неверных, неискренних и неточных ответов тем меньше, чем больше охвачено респондентов и чем представительнее их состав.

Данные анкетирования применяются в общеобразовательном учреждении при анализе результатов образовательного процесса в целом и отдельных его составных частей, при анализе выполнения Программы развития, образовательной программы, при составлении планов деятельности (плана учебно – воспитательной работы, программы воспитательной работы, плана финансово – хозяйственной деятельности, плана оснащения школы, плана работы методического совета и методических объединений, плана классного руководителя) и других документов школы, содержание которых соответствует вопросам анкеты.