Закон Карачаево-Черкесской республики о профилактике наркомании и токсикомании на территорий Карачаево-Черкесской республики

Закон Карачаево-Черкесской республики о профилактике наркомании и токсикомании на территорий Карачаево-Черкесской республики

 

12 февраля 1999 года N 581-XXII

 

 

 

ЗАКОН

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

НА ТЕРРИТОРИИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

Принят

Народным Собранием

22 января 1999 года

 

(в ред. Законов КЧР

от 12.11.2001 N 35-РЗ, от 07.12.2004 N 45-РЗ,

от 26.03.2007 N 16-РЗ, от 24.07.2009 N 34-РЗ,

от 05.07.2011 N 34-РЗ)

 

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Сфера действия и цель настоящего Закона

 

Настоящий Закон Карачаево-Черкесской Республики регулирует отношения в сфере профилактики наркомании и токсикомании, организации лечения, социальной и психической реабилитации лиц, страдающих данными заболеваниями, имеет целью прекращение роста незаконного потребления наркотических, токсических и психотропных средств гражданами, проживающими на территории Карачаево-Черкесской Республики, в особенности несовершеннолетними, а в последующем, сокращение числа заболеваний наркоманией и токсикоманией, связанных с ними правонарушений.

 

Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе

 

В настоящем Законе используются следующие понятия:

1) наркомания - заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;

(п. 1 в ред. Закона КЧР от 07.12.2004 N 45-РЗ)

2) наркотические средства - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года;

(п. 2 в ред. Закона КЧР от 07.12.2004 N 45-РЗ)

3) психотропные вещества - вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;

(п. 3 в ред. Закона КЧР от 07.12.2004 N 45-РЗ)

4) токсикомания - болезненное состояние, характеризующееся влечением и привыканием к приему лекарственных средств и других веществ, не относимых к наркотическим Согласно Единой конвенции о наркотических средствах (1961) и Конвенции о психотропных веществах (1971), сопровождающееся хронической интоксикацией, наличием синдромов психической и физической зависимости;

5) аддиктивное поведение - стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством употребления наркотических, токсических и психотропных средств с нелечебной целью;

6) группа риска - группа лиц с аддиктивным поведением;

7) социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к социальной среде;

8) девиантное поведение - поведение, отклоняющееся от общепринятых стандартов, обусловленное психическим заболеванием или асоциальными установками субъекта, проявляющееся как конфликтное;

9) антинаркотическая пропаганда - пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

(п. 9 введен Законом КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ).

 

Статья 3. Задачи настоящего Закона

 

Задачами настоящего Закона являются:

1) определение основных направлений деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) определение основных направлений правового регулирования отношений, возникающих в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

3) создание механизма, обеспечивающего безопасность граждан, осуществляющих деятельность по профилактике наркомании и токсикомании;

4) обеспечение наркологических учреждений необходимыми лекарственными средствами для лечения больных наркоманией и токсикоманией;

5) прекращение роста незаконного потребления наркотических, токсических и психотропных веществ на территории Карачаево-Черкесской Республики;

6) пресечение роста незаконного оборота наркотических и психотропных веществ на территории Карачаево-Черкесской Республики.

 

Статья 4. Основные направления государственного регулирования в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

Основными направлениями государственного регулирования в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:

1) пропаганда здорового образа жизни и формирование в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании;

2) охрана здоровья человека, в том числе психического;

3) создание правовых гарантий для системы профилактики наркомании и токсикомании, в том числе путем обеспечения гарантированного бюджетного финансирования;

4) определение полномочий и ответственности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц в сфере профилактики наркомании и токсикомании, правовое регулирование отношений в данной области;

5) создание для граждан, употребляющих наркотические, токсические и психотропные средства, условий для коррекции и социальной адаптации на основе правовых, медицинских и педагогических методов;

6) подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в сфере профилактики наркомании и токсикомании.

 

Статья 5. Профилактика наркомании и токсикомании

 

1. Профилактика наркомании и токсикомании - совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании.

(п. 1 в ред. Закона КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ)

2. Объектами профилактики наркомании и токсикомании являются:

1) граждане, не имеющие опыта аддиктивного поведения, в том числе несовершеннолетние;

2) граждане, склонные к аддиктивному поведению, в том числе несовершеннолетние правонарушители, состоящие на учете в органах, внутренних дел, как потребители наркотических, токсических и психотропных средств;

3) организации, занимающиеся производством, транспортировкой, хранением и реализацией наркотических и психотропных средств в соответствии с Федеральным законодательством;

(в ред. Закона КЧР от 12.11.2001 N 35-РЗ)

4) лица, причастные к незаконным операциям с наркотиками.

3. Система профилактики наркомании и токсикомании включает:

1) разработку и реализацию республиканской программы в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) деятельность органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления и организаций различных форм собственности, в том числе общественных объединений, по профилактике наркомании и токсикомании.

 

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ОРГАНОВ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ,

ЗАДАЧИ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ

НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

 

Статья 6. Полномочия Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании

(в ред. Закона КЧР от 12.11.2001 N 35-РЗ)

 

К полномочиям Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:

(в ред. Закона КЧР от 12.11.2001 N 35-РЗ)

1) законодательное регулирование в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

2) контроль за исполнением республиканского законодательства в сфере профилактики наркомании и токсикомании;

3) утверждение объема финансовых средств, направляемых на реализацию мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании;

4) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

 

Статья 7. Полномочия Главы Карачаево-Черкесской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании

(в ред. Законов КЧР от 12.11.2001 N 35-РЗ, от 05.07.2011 N 34-РЗ)

 

К полномочиям Главы Карачаево-Черкесской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:

(в ред. Законов КЧР от 12.11.2001 N 35-РЗ, от 05.07.2011 N 34-РЗ)

1) определение основных направлений деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, юридических и физических лиц в области профилактики наркомании и токсикомании;

(в ред. Закона КЧР от 07.12.2004 N 45-РЗ)

2) исключен. - Закон КЧР от 07.12.2004 N 45-РЗ;

3) создание координационного совета по вопросам профилактики наркомании и токсикомании;

4) утратил силу. - Закон КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ;

5) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

 

Статья 8. Полномочия Правительства Карачаево-Черкесской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

К полномочиям Правительства Карачаево-Черкесской Республики в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:

1) разработка и реализация республиканских программ по профилактике наркомании и токсикомании;

2) координация деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;

3) развитие здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

4) создание и реализация экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни;

5) реализация государственной политики поддержки семьи и детства, разработка программ по поддержке семьи и детства;

6) создание в структуре органов внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики специализированного подразделения по профилактике наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних, пресечению противоправных действий с их стороны на почве зависимости от наркотических, токсических и психотропных средств, а также организационное обеспечение деятельности по предупреждению детской преступности, безнадзорности и жестокого обращения с детьми;

7) контроль за соблюдением установленных санитарных норм и правил обучения и содержания детей в образовательных организациях;

8) развитие системы специального и коррекционного образования; усиление профилактической и диагностической работы в системе образования по раннему выявлению и коррекции психических отклонений у детей, развитие системы психологической реабилитации;

9) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов органов и организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;

10) утратил силу. - Закон КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ;

11) организация разработки и внедрения новых эффективных методов лечения и реабилитации больных наркоманией и токсикоманией, а также использования современных научных достижений в этой области;

12) содействие развитию и поддержка антинаркотической пропаганды;

13) исключен. - Закон КЧР от 12.11.2001 N 35-РЗ;

14) исключен. - Закон КЧР от 12.11.2001 N 35-РЗ;

13) создание реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией;

14) разработка и реализация мероприятий по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических и психотропных средств, раннему выявлению больных наркоманией и токсикоманией и привлечению их к лечению;

15) обеспечение контроля за деятельностью органов и организаций здравоохранения в сфере профилактики и лечения наркомании и токсикомании;

16) создание специализированных лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних правонарушителей, совершающих противоправные действия на почве наркомании и токсикомании, с целью проведения комплекса мероприятий по их лечению и коррекции поведения;

17) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с федеральным и республиканским законодательством.

 

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере профилактики наркомании и токсикомании относятся:

1) разработка и реализация муниципальных программ по профилактике наркомании и токсикомании;

2) координация деятельности исполнительных органов местного самоуправления и организаций, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;

3) развитие социальной сферы: муниципального здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

4) создание и реализация экономических и правовых механизмов, стимулирующих у населения интерес к сохранению здоровья, здоровому образу жизни;

5) создание муниципальных организаций, осуществляющих профилактическую, коррекционную, воспитательную работу с гражданами, страдающими наркоманией и токсикоманией;

6) создание, поддержка и развитие системы специального и коррекционного образования, системы психологической реабилитации;

7) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, реализующих программы по профилактике наркомании и токсикомании;

8) утратил силу. - Закон КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ;

9) содействие развитию и поддержка антинаркотической пропаганды;

10) создание муниципальных реабилитационных центров и отделений, рассчитанных на длительное пребывание в них пациентов, страдающих наркоманией и токсикоманией;

11) участие в организации деятельности по предупреждению немедицинского потребления наркотических, токсических и психотропных средств;

12) обеспечение раннего выявления больных наркоманией и токсикоманией;

13) обеспечение контроля за деятельностью органов и учреждений здравоохранения в сфере профилактики и лечения наркомании и токсикомании;

14) обеспечение наркологических учреждений необходимыми лекарственными средствами для лечения больных наркоманией и токсикоманией;

15) иные полномочия в сфере профилактики наркомании и токсикомании в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и республиканским законодательством, уставами муниципальных образований.

 

Статья 10. Правовая основа деятельности исполнительных органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, исполнительных органов местного самоуправления муниципальных образований и иных организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

1. Органы внутренних дел осуществляют свои полномочия в пределах прав и обязанностей, определенных для них соответствующим федеральным законодательством, а также программами по профилактике наркомании и токсикомании.

2. Республиканские органы исполнительной власти (органы управления образованием, здравоохранением, социальной защиты населения, культуры, труда и занятости населения, физической культуры, спорта и туризма, по управлению государственным имуществом, по делам молодежи) осуществляют свои полномочия в пределах прав и обязанностей, определенных для них соответствующим республиканским законодательством, указами Главы Карачаево-Черкесской Республики и постановлениями Правительства Карачаево-Черкесской Республики, а также республиканской программой по профилактике наркомании и токсикомании.

(в ред. Законов КЧР от 12.11.2001 N 35-РЗ, от 05.07.2011 N 34-РЗ)

3. Органы управления муниципальным образованием, здравоохранением, муниципальным имуществом осуществляют свои полномочия в пределах прав и обязанностей, определенных для них уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также программами по профилактике наркомании и токсикомании.

4. Образовательные, медицинские, профилактические учреждения осуществляют свои полномочия в пределах прав и обязанностей, определенных для них учредительными документами и программами по профилактике наркомании и токсикомании.

5. Общественные объединения, средства массовой информации осуществляют свои полномочия в пределах прав и обязанностей, определенных для них федеральным законодательством, учредительными документами и программами по профилактике наркомании и токсикомании.

 

Статья 11. Задачи органов внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики по профилактике наркомании к токсикомании

 

1. Основными задачами органов внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики по профилактике наркомании и токсикомании являются:

1) проведение профилактической работы в пределах своей компетенции среди правонарушителей в целях предотвращения повторных правонарушений;

2) выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, и принятие в пределах своей компетенции мер по их устранению;

3) внесение в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственные и муниципальные органы, в организации различных форм собственности обязательных для рассмотрения представлений и предложений об устранении обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.

2. Основными задачами специализированных подразделений милиции общественной безопасности органов внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики по профилактике наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних являются:

1) выявление несовершеннолетних, нуждающихся в экстренной социальной помощи, оставшихся без попечения родителей, и направление их в специализированные учреждения социального обслуживания для несовершеннолетних, специализированные учреждения образования и здравоохранения;

2) рассмотрение заявлений и сообщений об административных правонарушениях несовершеннолетними, о совершении лицами, не достигшими возраста уголовной ответственности, общественно опасных деяний и принятие по ним решений в соответствии с действующим законодательством;

3) выявление совершеннолетних лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий, в том числе лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних;

4) выявление родителей (лиц, их заменяющих), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию несовершеннолетних, на которых возложены эти обязанности.

3. Требования сотрудников специализированных подразделений органов внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющих мероприятия по профилактике наркомании к токсикомании, а также по предупреждению и пресечению правонарушений, предъявляемые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения гражданами, должностными лицами организаций независимо от форм собственности, государственными и муниципальными служащими.

 

Статья 12. Задачи организаций здравоохранения в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

1. Основными задачами государственных и муниципальных организаций здравоохранения в сфере профилактики наркомании и токсикомании являются:

1) пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркомании и токсикомании;

2) оказание специализированной диагностической и лечебно-восстановительной помощи социально дезадаптированным несовершеннолетним;

3) оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) несовершеннолетних, проходящих соответствующее лечение от наркомании и токсикомании;

4) оказание консультативной помощи специалистам государственных и муниципальных организаций, осуществляющих мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании;

5) выявление учет, обследование, наблюдение и лечение несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические и психотропные средства.

2. Государственные и муниципальные организации здравоохранения при установлении у несовершеннолетних явных признаков физической и (или) психической недостаточности принимают меры по незамедлительному направлению на психолого- медико-педагогическую комиссию для определения необходимых условий для их образования.

3. Государственная и муниципальная организация здравоохранения обязана информировать соответствующую комиссию по делам несовершеннолетних и правоохранительные органы о каждом установленном факте нарушения прав несовершеннолетних по обеспечению здоровья и иных нарушениях, обнаруженных работниками указанных организаций в процессе исполнения ими профессиональных обязанностей.

 

Статья 13. Задачи образовательных организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

Основными задачами образовательных организаций в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании и токсикомании являются:

1) пропаганда здорового образа жизни, осуществление мероприятий по предупреждению и профилактике наркоманий и токсикомании;

2) создание условий для индивидуальной медико-социальной и психолого-педагогической диагностики детей с проблемами в развитии и обучении в образовательных организациях;

3) организация и обеспечение социально-психологической, педагогической помощи и коррекций детей и подростков с проблемами в развитии и обучении в целях предупреждения социальной дезадаптации и аддиктивного поведения;

4) оказание психолого-педагогической помощи родителям (лицам, их заменяющим), имеющим затруднения в воспитании детей;

5) обеспечение приоритета в реализации воспитательных и развивающих программ, направленных на предупреждение девиантного поведения несовершеннолетних;

6) выявление и учет несовершеннолетних, не посещающих образовательные организации, принятие мер по обеспечению получения ими основного общего образования.

 

Статья 14. Задачи и виды специальных учебно-воспитательных организаций для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

1. Основными задачами специальных учебно-воспитательных организаций для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, являются:

1) обеспечение психолого- медико-педагогической реабилитации и социальной адаптации несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств;

2) создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования.

2. К специальным учебно-воспитательным организациям для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, относятся:

1) специальные общеобразовательные школы;

2) специальные профессиональные училища;

3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для несовершеннолетних с отклонениями в развитии, совершивших общественно опасные деяния;

4) другие виды образовательных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания и образования.

3. Специальные учебно-воспитательные организации для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, могут быть открытого и закрытого типа:

1) в специальные учебно-воспитательные организации открытого типа для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, принимаются несовершеннолетние в возрасте от 8 до 18 лет, требующие особого педагогического подхода, на основании заключения психолого- медико-педагогической консультации с согласия их родителей (лиц, их заменяющих), а также с согласия несовершеннолетнего, достигшего возраста 14 лет;

2) специальные учебно-воспитательные организации закрытого типа для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, создаются Правительством Карачаево-Черкесской Республики.

Специальные учебно-воспитательные организации закрытого типа для несовершеннолетних с девиантным поведением, имеющих зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, могут быть только государственники. Основание для помещения, срок, порядок и условия нахождения несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных организациях закрытого типа определяются федеральным законодательством о специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.

 

Статья 15. Задачи организаций социальной защиты и социального обслуживания в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

1. Задачами организаций социальной защиты и социального обслуживания в целях профилактики наркомании и токсикомании являются:

1) выявление семей, которые нуждаются в социальных услугах, в связи с выявлением лиц, особенно несовершеннолетних, страдающих наркоманией и токсикоманией;

2) определение необходимых направлений социальной реабилитации, видов и форм социального обслуживания лиц, особенно несовершеннолетних, прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании, их семей;

3) предоставление социальных услуг, обеспечивающих защиту прав и западных интересов детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Организации социальной защиты и социального обслуживания в установленном законодательством Российской Федерации  и Карачаево-Черкесской Республики порядке в пределах своей компетенции предоставляют социальные услуги, обеспечивающие профилактику безнадзорности несовершеннолетних, предупреждение распространения среди них наркомании и токсикомании.

(в ред. Закона КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ)

3. Органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований, юридические и физические лица оказывают содействие организациям социальной защиты и социального обслуживания, осуществляющим поддержку нуждающихся семей.

 

Статья 16. Задачи и полномочия специализированных организаций по социальной реабилитации для несовершеннолетних в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

1. Основными задачами специализированных организаций по социальной реабилитации для несовершеннолетних (социально-реабилитационных центров, социальных приютов, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей), осуществляющих профилактику наркомании и токсикомании, являются:

1) выявление и устройство несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию и нуждающихся в помощи со стороны государства;

2) обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, временного проживания с полным государственным обеспечением, включая медицинское обслуживание, коммунальные услуги;

3) выявление и анализ причин, обусловивших безнадзорность, социальную дезадаптацию несовершеннолетних, внесение предложений по их устранению в соответствующие государственные органы и учреждения;

4) обеспечение несовершеннолетних, имеющих различные формы дезадаптации, доступной, квалифицированной социальной, правовой, психологической, медицинской и педагогической помощью на основе программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовые, учебные, культурные, спортивно-оздоровительные и иные мероприятия;

5) обеспечение воспитанникам специализированных организаций по социальной реабилитации несовершеннолетних возможности медицинского обследования и обучения в образовательных учреждениях.

2. Основаниями помещения несовершеннолетних в специализированные организации по социальной реабилитации для несовершеннолетних являются:

1) заявление несовершеннолетнего;

2) заявление родителей {лиц, их заменяющих);

3) направление комиссии по делам несовершеннолетних, органов и учреждений социальной защиты населения, органов опеки и попечительства, органов внутренних дел;

4) обращение органов внутренних дел и ходатайство иных органов и учреждений в порядке, определяемом федеральным законодательством.

3. Специализированные организации по социальной реабилитации для несовершеннолетних создаются Правительством Карачаево-Черкесской Республики, органами местного самоуправления муниципальных образований.

 

Статья 17. Задачи органов государственной службы занятости в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

Органы государственной службы занятости в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере профилактики наркомании и токсикомании содействуют реализации права граждан на труд, на выбор рода деятельности и профессии, организуют профессиональную подготовку и переподготовку, квотируют и создают дополнительные рабочие места для прошедших курс лечения от наркомании и токсикомании, особенно несовершеннолетних, в целях их реабилитации, в соответствии с программами по профилактике наркомании и токсикомании.

 

Статья 18. Задачи исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области культуры, физической культуры, спорта и туризма, осуществляющих мероприятия в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления в области культуры, физической культуры, спорта и туризма в целях профилактики наркомании и токсикомании в пределах своей компетенции оказывают содействие гражданам, в том числе несовершеннолетним, в удовлетворении их духовных потребностей, приобщении к ценностям отечественной и мировой культуры, в обеспечении досуга, отдыха, спорта и туризма несовершеннолетних.

 

Статья 19. Задачи организаций молодежи в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

1. Организации молодежи в сфере профилактики наркомании и токсикомании осуществляют мероприятия по защите прав молодежи, организации занятости и досуга, предупреждению безнадзорности среди несовершеннолетних, предупреждению правонарушений и употребления наркотических, токсических и психотропных средств среди молодежи, оказывают социальную поддержку, проводят работу по развитию их творческих способностей.

2. Государственные республиканские и муниципальные организации молодежи (комплексные центры социального обслуживания молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, социальные службы для молодежи, подростков - молодежные клубы и центры, молодежные биржи труда и другие) создаются Правительством Карачаево-Черкесской Республики и органами местного самоуправления муниципальных образований.

 

Статья 20. Участие негосударственных организаций в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

1. Основными задачами негосударственных организаций в целях профилактики наркомании и токсикомании являются:

1) осуществление нравственного, эстетического, физического, трудового воспитания и обучения граждан, в том числе несовершеннолетних;

2) утверждение здорового образа жизни;

3) оказание помощи семьям, нуждающимся в социальных услугах, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

4) осуществление диагностики, обследования, консультирования и медико-социальной реабилитации граждан, в том числе несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические и психотропные вещества;

(пп. 4 в ред. Закона КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ)

5) взаимодействие с государственными организациями и иными организациями, осуществляющими мероприятия по профилактике наркомании и токсикомании;

6) иные задачи в соответствии с их уставами и положениями.

2. Деятельность негосударственных организаций, осуществляющих диагностику, обследование, консультирование и медико-социальную реабилитацию граждан, злоупотребляющих наркотическими, токсическими и психотропными средствами, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

(в ред. Законов КЧР от 12.11.2001 N 35-РЗ, от 26.03.2007 N 16-РЗ)

3. Деятельность негосударственных организаций, осуществляющих диагностику, обследование, консультирование и медико-социальную реабилитацию граждан, злоупотребляющих наркотическими, токсическими и психотропными средствами, должна соответствовать государственным стандартам, которые определяют основные требования к качеству и объемам психолого- медико-педагогических и социальных услуг, порядку и условиям их оказания, обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан.

(в ред. Закона КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ)

 

Статья 21. Координация деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований и иных организации в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

Координацию деятельности органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления муниципальных образований и иных организаций по профилактике наркомании и токсикомании осуществляет Правительство Карачаево-Черкесской Республики.

 

ГЛАВА III. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

 

Статья 22. Структура комплексной профилактики наркомании и токсикомании

 

Комплексная профилактика наркомании и токсикомании включает:

1) первичную профилактику, адресованную гражданам, не имеющим опыта употребления наркотических, токсических и психотропных средств, а также гражданам, употребляющим наркотические, токсические и психотропные средства, у которых еще не возникла зависимость от них;

2) вторичную профилактику в виде лечебных мероприятий, адресованных гражданам со сформировавшейся зависимостью от наркотических, токсических и психотропных средств;

3) третичную профилактику или комплексную реабилитацию лиц прошедших курс лечения на этапе вторичной профилактики, либо лиц с аддиктивным поведением.

 

Статья 23. Первичная профилактика

 

1. Первичная профилактика включает обучение, запрещение пропаганды наркотических, токсических и психотропных средств, социальный менеджмент, психологическое консультирование и психотерапию, а также выявление лиц, потребляющих наркотические, токсические, психотропные и иные средства и вещества, их аналоги.

(в ред. Закона КЧР от 24.07.2009 N 34-РЗ)

2. Обучение включает:

1) обучение граждан, в том числе несовершеннолетних, по программам самопрофилактики;

2) раннее воспитание у несовершеннолетних внутренней системы запретов на аддиктивное поведение, а также воспитание неаддиктивной системы получения удовольствий и снятия напряжения;

3) обучение родителей и лиц, их заменяющих, навыкам бесконфликтного общения с детьми;

4) обучение специалистов в сфере профилактики наркомании и токсикомании навыкам раннего выявления аддиктивного поведения, проведение профилактических бесед и иные способы профилактической работы.

3. Запрещение пропаганды наркотических, токсических и психотропных средств предполагает запрещение:

1) пропаганды деятельности физических и юридических лиц, направленной на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических, токсических и психотропных средств;

2) производства и распространения книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространения в компьютерных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических, токсических и психотропных средств или совершения иных действий в этих целях.

4. Социальный менеджмент включает:

1) деятельность по созданию организаций молодежи, иных общественных объединений, пропагандирующих здоровый образ жизни и обеспечение их развития;

2) деятельность по созданию зон досуговой жизнедеятельности несовершеннолетних (детские клубы и кружки, спортивные секции, оздоровительные, спортивные лагеря и др.);

проведение молодежных и иных мероприятий с целью пропаганды здорового образа жизни;

3) деятельность по расширению социальной рекламы ценностей здорового образа жизни.

5. Психологическое консультирование и психотерапия включают:

1) психологическое консультирование семей, входящих в группу риска;

2) поведенческую терапию граждан, в том числе несовершеннолетних, с девиантным поведением;

3) психотерапию граждан, в том числе несовершеннолетних, с различными формами социальной дезадаптации;

4) психологическое консультирование и поддержку по телефону доверия граждан, в том числе несовершеннолетних, из групп риска.

 

Статья 23.1. Выявление лиц, потребляющих наркотические, токсические, психотропные и иные средства и вещества, их аналоги без признаков зависимости от них

 

(введена Законом КЧР от 24.07.2009 N 34-РЗ)

 

1. В целях раннего выявления в Карачаево-Черкесской Республике лиц, потребляющих наркотические, токсические, психотропные и иные средства и вещества, их аналоги, Республиканским государственным лечебно-профилактическим учреждением "Наркологический диспансер" проводятся предварительные диагностические исследования в форме медицинских осмотров с использованием методов лабораторной диагностики и группового целевого анкетирования на предмет установления факта потребления наркотических, токсических, психотропных и иных средств и веществ, их аналогов.

2. Предварительные диагностические исследования проводятся на добровольной основе при проведении профилактических медицинских осмотров:

1) учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

2) работников либо лиц, устраивающихся на работу в организации и учреждения независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, деятельность которых сопряжена:

а) с выполнением работ, связанных с вредными и опасными производственными факторами;

б) с оказанием услуг в сфере общественного питания, здравоохранения, образования;

3) лиц, получающих в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензии, разрешения и иные документы, необходимые для владения вещами, ограниченными в обороте, либо вещами, для пользования которыми установлен особый порядок.

3. Несовершеннолетние в возрасте до 15 лет проходят предварительное диагностическое исследование по просьбе и с согласия законных представителей несовершеннолетних, в случае возражения одного из родителей либо при их отсутствии - по решению органа опеки и попечительства.

4. Проведение диагностических исследований осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

5. Порядок проведения предварительных диагностических исследований устанавливается Министерством здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики.

 

Статья 24. Вторичная профилактика

 

1. Мероприятия вторичной профилактики предназначены для лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией.

2. Цель вторичной профилактики - преодоление физической и психической зависимости от наркотических, токсических и психотропных средств.

3. Задачи вторичной профилактики:

1) выявление граждан, страдающих наркоманией и токсикоманией;

2) диагностика типа и степени зависимости, а также факторов, предрасполагающих к возникновению зависимости, провоцирующих и поддерживающих эту зависимость;

3) осуществление комплекса лечебных мероприятий, направленных:

- на проведение детоксикации;

- на оказание неотложной наркологической помощи;

- на преодоление физической зависимости;

- на преодоление психической зависимости;

- на лечение заболеваний, сопутствующих наркомании и токсикомании;

- на формирование среды, поддерживающей здоровый образ жизни, в ближайшем социальном окружении лиц, страдающих наркоманией и токсикоманией, посредством психотерапевтических мероприятий.

4. Координация деятельности на этапе вторичной профилактики находится в компетенции Министерства здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики.

 

Статья 25. Наркологическая помощь больным наркоманией и токсикоманией

 

1. Больным наркоманией наркологическая помощь оказывается по их просьбе или с их согласия, а больным наркоманией несовершеннолетним в возрасте до 16 лет наркологическая помощь оказывается без их согласия, но по просьбе или с согласия их родителей или законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Закона КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ)

2. Диагностика наркомании, обследование, консультирование и медико-социальная реабилитация больных наркоманией проводятся в учреждениях государственной, муниципальной или частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Лечение больных наркоманией проводится только в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

(п. 2 в ред. Закона КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ)

3. Для диагностики наркомании и лечения больных наркоманией применяются средства и методы, разрешенные уполномоченным исполнительным органом государственной власти Российской Федерации по здравоохранению.

4. В составе наркологической службы Карачаево-Черкесской Республики Министерством здравоохранения и курортов создаются специализированные подразделения для лечения больных наркоманией и токсикоманией - инфицированных ВИЧ.

Положение о специализированных подразделениях наркологической службы для лечения больных наркоманией и токсикоманией - инфицированных ВИЧ, утверждается Министерством здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики.

5. Утратил силу. - Закон КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ)

 

Статья 26. Третичная профилактика

 

1. Реабилитация лиц, прошедших курс лечения на этапе вторичной профилактики, либо лиц с аддиктивным поведением имеет целью возвращение им способности жить без наркотических, токсических и психотропных средств.

2. Система реабилитационных мероприятий адресована гражданам, в том числе несовершеннолетним с аддиктивным поведением, избавленным от биологической наркотической, токсической и психотропной зависимости, но сохраняющим психологическую зависимость и находящимся в социальном окружении, провоцирующем аддиктивное поведение, и имеет цель - формирование и удержание ремиссии, изменение социального окружения, провоцирующего аддиктивное поведение.

3. Реабилитация включает в себя:

1) медико-психологическую реабилитацию - систему медицинских и психологических мероприятий, предназначенных для потребителей наркотических, токсических и психотропных средств без физической зависимости, но сохраняющих психологическую зависимость от наркотических, токсических и психотропных средств, и направленных на формирование отказа у граждан от аддиктивного поведения;

2) социально-психологическую реабилитацию - систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, предназначенных для потребителей наркотических, токсических и психотропных средств без выраженной психологической зависимости от них и направленных на удержание ремиссии, профилактику наркомании и токсикомании и формирование неаддиктивного социального окружения;

3) социальную реабилитацию - систему социальных мероприятий, предназначенных для лиц, избавившихся от физической и психологической зависимости от наркотических, токсических и психотропных средств, и направленных на удержание неаддиктивного социального окружения.

 

ГЛАВА IV. ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ

НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ

 

Статья 27. Программы по профилактике наркомании и токсикомании

 

1. Программы по профилактике наркомании и токсикомании подразделяются на республиканские и муниципальные, определяют содержание, направленность, предполагаемую результативность мероприятий, предусмотренных ими.

2. Республиканские программы разрабатываются Правительством Карачаево-Черкесской Республики и утверждаются Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики.

(в ред. Законов КЧР от 12.11.2001 N 35-РЗ, от 07.12.2004 N 45-РЗ)

3. Муниципальные программы разрабатываются исполнительными органами местного самоуправления и представительными органами местного самоуправления.

(в ред. Закона КЧР от 07.12.2004 N 45-РЗ)

4. Республиканские и муниципальные программы могут разрабатываться по заданию Правительства Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления на конкурсной основе.

 

Статья 28. Формы реализации программ по профилактике наркомании и токсикомании

 

1. Реализация программ по профилактике наркомании и токсикомании осуществляется органами и организациями в соответствии с их компетенцией, определенной федеральным и республиканским законодательством, а также настоящим Законом.

2. Реализация программ производится посредством:

- содействия организациям различных форм собственности, осуществляющим деятельность в области профилактики наркомании и токсикомании, в выполнении мероприятий, предусмотренных программами;

- проведения с использованием всех видов средств массовой информации работы по формированию в обществе негативного отношения к наркомании и токсикомании.

 

ГЛАВА V. ПРЕСЕЧЕНИЕ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА

НАРКОТИЧЕСКИХ, ТОКСИЧЕСКИХ И ПСИХОТРОПНЫХ СРЕДСТВ

 

Статья 29. Основания осуществления деятельности по пресечению незаконного оборота наркотических и психотропных средств

 

1. Пресечение незаконного оборота наркотических и психотропных средств производится правоохранительными органами в соответствии с федеральным законодательством, регламентирующим их деятельность, федеральными целевыми программами, предусматривающими комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, также республиканскими и муниципальными программами по профилактике наркомании, токсикомании и зависимости от психотропных средств.

(в ред. Закона КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ)

2. Деятельность по пресечению незаконного оборота наркотических и психотропных средств осуществляется в отношении наркотических и психотропных средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, входящих в списки Постоянного Комитета по контролю наркотиков Российской Федерации.

(в ред. Закона КЧР от 26.03.2007 N 16-РЗ)

 

Статья 30. Основные мероприятия, направленные на пресечение незаконного оборота наркотических и психотропных средств

 

1. Основные мероприятия, направленные на пресечение незаконного оборота наркотических и психотропных средств, включают в себя:

1) организацию действенной системы сбора, анализа и обобщения информации об юридических и физических лицах, участвующих в незаконном обороте наркотических и психотропных, средств;

2) осуществление контроля за хранением и использованием наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ в организациях здравоохранения, медицинской, фармацевтической и химической промышленности;

3) выявление основных каналов поступления на территорию Карачаево-Черкесской Республики наркотических и психотропных средств с целью предотвращения их незаконного оборота;

4) привлечение к установленной федеральным законодательством ответственности лиц, участвующих в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ.

2. При наличии объективных признаков, свидетельствующих о нахождении гражданина, управляющего транспортным средством, в состоянии наркотического опьянения, сотрудники органов внутренних дел вправе направить такое лицо для проведения исследования (экспертизы) по установлению состояния опьянения в порядке, установленном федеральным законодательством.

 

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 31. Ответственность за нарушение настоящего Закона

 

За нарушение настоящего Закона наступает ответственность по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным и республиканским законодательством.

 

Статья 32. Гарантии и льготы специалистам в сфере профилактики наркомании и токсикомании

 

Гарантии и льготы специалистам в сфере профилактики наркомании и токсикомании устанавливаются федеральным и республиканским законодательством.

 

Статья 33. Вступление в силу настоящего Закона

 

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

 

Статья 34. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

 

Предложить Главе Карачаево-Черкесской Республики и поручить Правительству Карачаево-Черкесской Республики привести изданные ими нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

(в ред. Закона КЧР от 12.11.2001 N 35-РЗ, от 05.07.2011 N 34-РЗ)

 

 

 

Глава

Карачаево-Черкесской Республики

В.ХУБИЕВ

город Черкесск

12 февраля 1999 года

N 581-XXII