Развитие финансовой грамотности подростков

Развитие финансовой грамотности подростков

Развитие финансовой грамотности подростков

Для успешного решения задач взрослой жизни необходима финансовая грамотность, и ее формирование должно начинаться задолго до получения первой зарплаты. Многие навыки, касающиеся ответственного распоряжения деньгами, доступны уже в подростковом возрасте. 

Финансовые вопросы возникают практически в любой семье, где есть подросток: давать ли карманные деньги и сколько, как объяснить, что данная вещь слишком дорогая. Давайте посмотрим, как родители могут содействовать развитию финансовой грамотности детей. Эту информацию можно использовать как в групповой работе с родителями, так и в консультировании. 

Прежде всего разберемся, что подросток должен понимать, знать и уметь в вопросах распоряжения деньгами. 

В 10–12 лет:

  • Понимает, как происходит процесс покупки, почему рационально приобретать те, а не иные товары и услуги. Умеет сравнивать по принципу полезность — стоимость.
  • Контролирует трату своих карманных денег и понимает необходимость накоплений.
  • Умеет составлять список своих расходов за неделю и месяц и список необходимых покупок (продукты, канцтовары для нового учебного года).
  • Осознает ответственность за полученную от родителей сумму денег.
  • Понимает, как необходимо делать сбережения, практикует это, приобретает что-то на сэкономленные деньги.

В 13-14 лет:

  • Имеет представление, как работает банк и какие в целом услуги он предоставляет и может предоставить ребенку в его возрасте.
  • Умеет планировать и распределять свой месячный бюджет с учетом накоплений на финансовую цель.
  • Понимает, как составляется и работает личный финансовый план.
  • Знает, как формируется месячный бюджет семьи, и принимает в этом активное участие.
  • Знает свои права в отношении устройства на посильную работу.
  • Понимает, где можно найти всю необходимую ему информацию о финансах.
  • Умеет распознавать мошенников, которые хотят заполучить его деньги и деньги семьи.

Развитие финансовой грамотности ребенка проходит в несколько этапов: 

  1. Ребенок знакомится с различными видами денег — номиналы наличности, деньги на банковских счетах, арифметика счета.
  2. Ребенок понимает, откуда берутся деньги в семье, что любой труд должен оплачиваться. Проявляет интерес к тому, как он сам сможет зарабатывать деньги.
  3. Ребенок понимает статьи семейных расходов, осознает необходимость экономии.
  4. Ребенок понимает разницу между желаниями и потребностями.
  5. Начало личного финансового планирования.
  6. Объяснение принципов накопления и приумножения денег, предложение своей помощи. 

Ребенок знакомится с различными видами денег — номинал наличности, деньги на банковских счетах, арифметика счета

Методы помощи развитию ребенка со стороны родителей на этом этапе: 

  • Изучить все купюры и монеты, то есть все денежные номиналы, используемые в России.
  • Изучить современное денежное обращение в России — рассказать ребенку, что деньги можно хранить и проводить операции не в наличных.

Ребенок понимает, откуда берутся деньги в семье, что любой труд должен оплачиваться. Проявляет интерес к тому, как он сам сможет зарабатывать деньги.

Методы помощи развитию ребенка со стороны родителей на этом этапе: 

  • Обсудить с ребенком его потребности и попробовать оценить их в денежном эквиваленте. Договориться о сумме на определенный период (неделя, месяц). По прошествии оговоренного периода обсудить, на все ли хватило денег? Осталось ли что-нибудь? Если оговоренной суммы не хватило, вместе разобраться в причинах, проанализировав траты ребенка.
  • Поощрять желание ребенка начать зарабатывать самостоятельно в свободное от учебы время, рассказать о законности его трудовой деятельности. Если ребенок захочет стать «бизнесменом», поощрять идеи, попробовать составить совместный бизнес-план и разыграть реализацию идеи этого бизнеса.

Ребенок понимает статьи семейных расходов, осознает необходимость экономии.

Методы помощи развитию ребенка со стороны родителей на этом этапе: 

— С возрастом приучать ребенка к элементам взрослой жизни — дать ему возможность самостоятельно осуществлять покупки (одежды, маленьких бытовых предметов). Научить ребенка оплачивать счета и предоставить ему возможность самостоятельно оплатить все счета за этот месяц, дать ребенку почувствовать ответственность и важность этого дела.

 

Ребёнок и деньги

Необходимо вовлекать ребенка в составление семейного бюджета и финансовое планирование семьи. Например, после того как родители закончили свое обсуждение, они приглашают младших членов семьи. «Мы с мамой рассматриваем два равноценных варианта каникул: неделя на байдарках или неделя в горах. Чего бы тебе больше хотелось?» Или: «Мы с папой собираемся купить вам подарки к Новому году: что вы хотите — это или это?» Ребенок осознает важность своего мнения и участия в решении финансовых вопросов, понимает, что родители относятся к нему как к взрослому и ответственному человеку. 
 

Ребенок понимает разницу между желаниями и потребностями.

Методы помощи развитию ребенка со стороны родителей на этом этапе: 

  • Составить с ребенком список обязательных расходов семьи, перенести его на диаграмму из 3–5 секторов и посмотреть, какая часть потребностей будет больше.
  • Оставить маленький сектор под «пожелания», чтобы ребенок осознал, какая часть ресурсов семьи предусмотрена на эту статью.

 

Начало личного финансового планирования.

Методы помощи развитию ребенка со стороны родителей на этом этапе: 

  • Предоставить возможность самостоятельно выбрать подарок и обосновать необходимость его приобретения.
  • Предложить накопить определенную часть суммы на приобретение подарка самостоятельно из собственных карманных денег и пообещать внести оставшуюся часть.
  • Попросить ребенка каждый день записывать свои успехи по сбережению средств и накоплению на желаемую им вещь.

Если ребенок попросит у вас дорогую вещь, предложите ему не покупать ее в тот же день, а занести в список желаний. Пусть ребенок нарисует это или запишет, или приклеит ее фотографию, а вы сделаете яркий ценник на этом рисунке. По мере наполнения списка желаний, предложите ребенку разбить их по приоритетам: «хочу сейчас», «хочу позже», «хочу когда-нибудь». Список желаний учит ребенка расставлять приоритеты и обдумывать свой выбор. Интрига все еще существует, ребенку все еще не терпится заполучить желанную вещь, но теперь он анализирует свои желания и подвергает их осознанной критике. 

Практическое задание

Предложите ребенку самостоятельно изучить и сравнить цены на желаемую вещь в разных источниках. Оптимально сделать это в форме захватывающей игры — указать среднюю цену этой вещи на рынке, и, если ребенок найдет предложение выгоднее, при покупке разрешить ему забрать денежную разницу. 

Карманные деньги

Финансовая грамотность начинается с умения быть ответственным за свои желания! 

Каждый родитель рано или поздно сталкивается с вопросом доверия к своему ребенку. И лучшим способом проверить, насколько ваш ребенок уже взрослый и ответственный, является выдача ему карманных денег. 

А зачем ребенку могут понадобиться деньги? 

Распространено мнение, что неумение распоряжаться деньгами порождает бедность. Детей нигде не учат, как нужно экономить, рационально тратить, зарабатывать и ценить свой капитал. Этот бесценный опыт можно получить только дома, внутри семьи. 

Преимущества карманных денег

Самостоятельность. Развивается за счет того, что ребенку постоянно приходится принимать решение, как потратить средства. Он сам считает их, планирует и совершает покупки. 

Уверенность в себе. Когда у ребенка есть на руках какое-то количество денег, он чувствует, что может потратить их в любое время на то, чего он хочет. Это повышает самооценку, помогает казаться взрослым. 

Умение обращаться с финансами.Ребенок раньше научится считать деньги, копить их, планировать покупки. 

Ответственность. Ребенок анализирует свои по купки, осознает их полезность, а может быть, ненужность. Может предположить, как отнесутся к его приобретению родители. Старается сберечь деньги, относится к ним очень внимательно, поскольку ощущает себя собственником выданной суммы. 

Недостатки карманных денег

Привычка. Постепенно ребенок начинает воспринимать карманные деньги как должное. Если по какой-то причине родители не дают ему денег, это может вызвать вспышку агрессии, манипуляции, ребенок будет требовать «свое». 

Вредные траты. Часто родители опасаются, что ребенок потратит выданную сумму на лишние сладости или даже сигареты и алкоголь. 

Агрессия и давление со стороны сверстников. Выданные карманные деньги могут украсть или выпрашивать. 

Нерациональное распоряжение карманными деньгами. Ребенок приобретает первое приглянувшееся, не задумываясь о том, чего он действительно сильно желает и что ему нужно. Ведь завтра кошелек снова пополнится и можно будет купить что-то другое. У него нет страха остаться без средств. 

Неверное отношение к деньгам. Эти средства он получает бесплатно. Ему не надо работать для этого. Он не знает, как тяжело достаются эти средства. В глазах ребенка деньги теряют свою ценность. 

Сколько давать денег?

Сумма должна зависеть: 

  • от материального положения взрослых, их возможностей;
  • средней суммы, получаемой сверстниками ребенка;
  • необходимых расходов;
  • возраста.

Никак не должны влиять на общую сумму карманных средств: 

  • отметки ребенка, общая успеваемость в школе;
  • помощь родителям;
  • исполнение домашних обязанностей;
  • настроение родителей.

Важно обсудить с ребенком необходимые статьи расходов, вместе подумать, от чего он может отказаться, а на что необходимо увеличить траты. Составьте список с примерными суммами, которые необходимы по разным статьям в день, неделю, месяц,и на основе этого списка определите, какая сумма ему необходима. 

Логично, что сумма карманных денег должна увеличиваться по мере взросления ребенка.